top of page

На борту Красный Крест

В Волгограде 7 октября состоялся 2-й Форум «Санавиация». в роли организатора выступила Ассоциация Вертолетной Индустрии, которая  активно участвует в развитии санитарной авиации в Российской Федерации с 2012 года. По вопросам применения вертолетов при медицинской эвакуации был проведен ряд научно-практических конференций. Необходимость медицинских работников и вертолетчиков работать вместе при оказании медицинской помощи населению породила целесообразность создания единой площадки для всестороннего диалога. Этой площадкой и выступает Всероссийский форум «Санавиация». Впервые он состоялся в 2019 году в Нижнем Новгороде.В этом году соорганизаторами Форума выступили ФГБУВЦМК «Защита» ФМБА России и ФЦМК ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России. Мероприятие прошло при поддержке ФМБА России и администрации Волгоградской области. Генеральный спонсор — холдинг «Вертолеты России».Цель форума — совершенствование всех процессов, логистически связанных с развитием современной санитарной авиации в России.

В ходе заседания Форума обсуждались разные темы. Первая касалась выбора типа воздушных судов для санитарной авиации. Заместитель управляющего директора – главный конструктор ОКБ АО «Казанский вертолетный завод» Алексей Гарипов выступил с докладом о новых возможностях применения в санитарной авиации вертолёта «Ансат». Вертолет комплектуется медицинским модулем ММ-А.9520.000, оснащённым  носилками и приёмным устройством,  созданным в ООО «Казанский агрегатный завод».Директор департамента «Вертолёты» Airbus RUS Дмитрий Перепёлкин выступил с докладом о российском опыте применения в санитарной авиации вертолётов Airbus Helicopters. Эта компания поставляет вертолёты в Россию в течение 24 лет и первыми были BO-105, поступившие в МЧС. Всего в России эксплуатируются 19 вертолётов этого семейства, большинство из которых базируются в Москве - 5 H145 (МАЦ) и 3 BO-105 (МЧС). В Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Красноярске и Владивостоке эксплуатируются H125. В Краснодаре используются H135и H145, который в настоящее время считается лучшим медицинским вертолётом. В российских регионах в санитарной авиации основным вертолётом продорлжает оставаться Ми-8.

В санитарной авиации в значительной мере востребованы вертолёты, но для решения ряда задач целесообразно применять самолёты. Заместитель коммерческого директора АО «УЗГА» Максим Харин представил перспективы использования самолёта «Байкал» для решения медико-санитарных задач. С полезной нагрузкой 2 тонны самолёт рассчитан на дальность полёта 1500 км.

Отдельной темой выступлений стал опыт использования санитарной авиации в различных российских регионах. . О том, её деятельность  организована   в Москве, рассказал врач авиамедицинской бригады Московского Территориального Научно-практического центра Медицины Катастроф Денис Махнев. Он  выступил с докладом «Современные аспекты развития санитарной авиации в условиях мегаполиса». С 2009 года и по настоящее время работа санитарной авиации города Москвы основывается на взаимодействии двух департаментов – Департамента здравоохранения города Москвы и Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы. В связи с присоединением к Москве новых территорий в населенных пунктах, на трассах и их пересечении были построена 21 вертолетная площадка с возможностью посадки на них  вертолетов как малого, так и среднего класса, а некоторые площадки способны принять и тяжёлые вертолёты.

Заведующий отделом координации медицинской эвакуации и врач скорой помощи Территориального центра Медицины катастроф Рустам Закиров выступил с докладом об организации медицинской помощи детям с помощью авиамедицинских бригад в Московской области. Докладчик отметил, что Москва и Московская область наряду с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью являются лидерами по числу вылетов. В настоящее время отмечается ежегодный прирост количества медицинских эвакуаций детей с использованием медицинских вертолетов.

 О том, как деятельность санитарной авиации организована в Хабаровском крае и каковы её достижения, рассказал главный врач Хабаровского Территориального центра Медицины катастроф Павел Курнявка. Данный центр был основан в 1990 году и изначально именовался как Хабаровский центр экстренней медицинской помощи. Полёты приходится соверщать на расстояния, достигающие 1400 км. Регионом со сложными географическими условиями, где авиации отводится первостепенная роль, является также Ханты-Мансийский автономный округ. Об опыте использования санитарной авиации в данном регионе рассказал директор Центра Медицины катастроф Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры Василий Костин. Данный регион поделён на медицинские округа. Аналогичная практика существует и в других регионах, например, в Свердловской области, в Татарстане  и в Чечне. В большинстве регионов санитарная авиация находится в ведении Территориальных Центров Медицины Катастроф. Представители разных регионов отмечали и проблемные аспекты. Общие проблемы состояли, в частности, в отсутствии на вертолётных площадках системы ночного старта, что затрудняет деятельность санитарной авиации зимой при коротком световом дне. В регионах с суровыми климатическими условиями подготовка к вылету воздушного судна занимает длительное время.

Отдельной темой стала организация полётов санитарной авиации и эксплуатация вертолётных площадок. Директор ООО «Центр аэронавигационного обеспечения полётов» Андрей Дубовик выступил с докладом  «Актуальная проблематика организации и использования вертолетных посадочных площадок для санитарной авиации». В докладе был дан обзор нормативно-правовой базы, составленной для аэропортов, аэродромов и посадочных площадок, в частности, построенных при медицинских учреждениях.Вопросы организации и эксплуатации вертолётных площадок санитарной авиации были отражены в докладе, с которым выступил Вице-президент — региональный директор Южно-Сибирской дирекции АО «ЮТэйр-Вертолётные услуги» Евгений Ильченко. Первый заместитель генерального директора «О «НПК «ПАНХ» Алексей Скориков выступил с докладом о работе санавиации в период пандемии. НПК «ПАНХ» принимала участие в гуманитарной миссии в Конго в 2017 году во время эпидемии лихорадки Эбола.

Организации транспортировки было посвящено отдельное выступление. Главный врач ЦСА и СМП ВЦМК «Защита» ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, эксперт рабочей группы ВОЗ по вопросам медицинской эвакуации Наталья Баранова выступила с докладом «Инициатива ВОЗ по организации и проведению медицинской эвакуации при ЧС на международном уровне». В выступлении были названы основные проблемы стандартизации медицинской эвакуации на международном уровне. Они состоят в различии инфраструктуры стран, экономических возможностей и подхода к оснащению медицинским оборудованием, разных подходах к лечению, разных видах используемого транспорта, различиях в системе подготовки, языковом барьере и противостоянии в военных конфликтах.Организации транспортировки было посвящено отдельное выступление. Главный врач ЦСА и СМП ВЦМК «Защита» ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, эксперт рабочей группы ВОЗ по вопросам медицинской эвакуации Наталья Баранова выступила с докладом «Инициатива ВОЗ по организации и проведению медицинской эвакуации при ЧС на международном уровне». В выступлении были названы основные проблемы стандартизации медицинской эвакуации на международном уровне. Они состоят в различии инфраструктуры стран, экономических возможностей и подхода к оснащению медицинским оборудованием, разных подходах к лечению, разных видах используемого транспорта, различиях в системе подготовки, языковом барьере и противостоянии в военных конфликтах.Директор Территориального Центра Медицины Катастроф Челябинской области Сергей Приколотин изложил актуальную проблематику при оценке транспортабельности пациента» (методика, разработанная и используемая в ЧО) и поделился опытом применения «StarMed шлема» для СРАР терапии при транспортировке пациентов с COVID 19. полёты санитарной авиации в данном регионе начались в мае 2019 года.

Тему медицинской эвакуации воздушным транспортом пациентов с Covid-19 отдельно изложил врач реаниматолог-анестезиолог ЦСА и СМП ВЦМК «Защита» ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им.А.И. Бурназяна ФМБА России Кирилл Зеленцов. В 2020 году, когда пандемия была только объявлена, воздушным транспортом было эвакуировано 84 человека внутри России и 26 - из-за рубежа. Нынешний 2021 год стал менее напряжённым несмотря на третью волну, незаметно перешедшую в четвёртую - внутри России было эвакуировано 15 человек, а из-за рубежа только 1.О том, как должна производиться эвакуация рейсовыми самолётами, каковы проблемы и пути их решения, в своём докладе рассказал исполняющий обязанности главного врача Центра санитарной авиации и экстренной медицинской помощи ФЦМК ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, врач-анастезиолог и реаниматолог Тимур Шабанов.О том, как должна производиться эвакуация рейсовыми самолётами, каковы проблемы и пути их решения, в своём докладе рассказал исполняющий обязанности главного врача Центра санитарной авиации и экстренной медицинской помощи ФЦМК ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, врач-анастезиолог и реаниматолог Тимур Шабанов.

Заведующий отделением санитарной авиации Вологодской Областной Клинической больницы Сергей Дьяков отметил в своём докладе роль санитарной авиации в эвакуации пациентов с болезнями системы кровообращения в условиях ограниченного финансирования.

Применение воздушного судна в санитарной авиации предполагает и соответствие техническим требованиям. Технический директор ООО «СТАНД» Алексей Богданов выступил с докладом «Развитие требований к современным маслам для авиационных газотурбинных двигателей. Оптимизация применения авиационных масел на парке ВС компаний, оказывающих услуги в области санитарной авиации». рассматриваемая в докладе проблема состояла в том, что гражданскому стандарту соответствует крайне ограниченное число сортов авиационных масел.

Представленный на форуме опыт показал, что санитарная авиация должна развиваться развиваться совместными усилиями врачей, пилотов, авиационных инженеров и конструкторов воздушных судов. Возможно, в перспективе будет целесообразно подключить профильные научно-исследовательские институты - Институт Медико-Биологических проблем  и Институт Авиационно-Космической медицины.

bottom of page