Doc 10102. Руководство по обеспечению эксплуатационной безопасности грузовых отсеков самолетов. Издание первое, 2020.
Настоящее руководство, упоминаемое в части I "Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты" Приложения 6 "Эксплуатация воздушных судов" ИКАО, содержит инструктивный материал, который рассматривает риски для безопасности полетов, связанные с операциями по перевозке изделий в грузовых отсеках самолета. Оно также содержит инструктивный материал для оказания помощи государствам, полномочным органам гражданской авиации и подконтрольным им эксплуатантам в разработке и/или внедрении нормативных правил и процессов для реализации положений, изложенных в главе 15 части I Приложения 6.
Технический прогресс, достигнутый в авиации за последнее столетие, был бы невозможным без параллельных достижений в сфере контролирования и уменьшения рисков для безопасности полетов. Дальнейшее уменьшение частоты и серьезности авиационных происшествий возможно только в условиях упорядоченного применения передовой практики управления рисками для безопасности полетов. Ранее в части I Приложения 6 ИКАО не содержалось инструктивных материалов в отношении опасностей, связанных с перевозкой предметов в грузовых отсеках самолета; вопрос об опасных грузах рассматривается в главе 14, однако в ней не учитывались другие изделия, перевозимые на регулярной основе, и отсутствовали положения, непосредственно посвященные функциональным возможностям самих грузовых отсеков. Недостаточная детализация этих вопросов в Приложении 6 могла привести к более высоким уровням рисков, чем предполагали эксплуатанты, из-за недостатка информации об ограничениях соответствующих систем самолета.
Положения, введенные поправкой 44 в часть I Приложения 6, устанавливают ответственность эксплуатантов за всеобъемлющую оценку рисков, связанных с перевозкой любых изделий в грузовых отсеках их самолетов, указывая при этом, что владельцы сертификата типа (TC), владельцы дополнительного сертификата типа (STC) и фирмы – изготовители комплектного оборудования (OEM) должны предоставлять эксплуатантам необходимую информацию о соответствующих системах воздушных судов и дополнительном оборудовании, необходимую им для адекватной оценки рисков. Многие полномочные органы гражданской авиации все более активно используют основанный на оценке рисков подход в сфере соблюдения нормативных требований.
Многие эксплуатанты располагают возможностями и ресурсами, необходимыми для анализа эксплуатационных опасностей, уменьшения рисков для безопасности полетов до практически возможных уровней и достижения целевых уровней эффективности обеспечения безопасности полетов. Все эти элементы в совокупности обеспечивают эксплуатационную гибкость и определяют рамки системы обеспечения безопасности полетов, основанной на принципах профилактики, саморегулирования и постоянного совершенствования.