Doc 10121. Руководство по организации наземного обслуживания. Издание первое, 2019.
Наземное обслуживание является существенным и критически важным элементом авиационной отрасли. Появление более крупных воздушных судов, увеличение состава наземного вспомогательного оборудования и необходимость более оперативной подготовки воздушных судов к очередному рейсу существенно осложняют деятельность по повышению уровня эксплуатационной безопасности. В результате увеличения объемов воздушного движения и распространения сторонних компаний по наземному обслуживанию сложность наземных операций на перронах аэропортов постоянно возрастает, и они становятся потенциально опасными.
Важно, чтобы безопасность полетов, надежность и согласованность летной эксплуатации постоянно обеспечивались и на земле. Зачастую перроны аэропортов являются наиболее загруженными зонами с интенсивным движением, в которых подготовка воздушных судов к очередному рейсу выполняется в стесненных условиях с существенными ограничениями по времени. В настоящее время в отличие от других областей авиационной отрасли деятельность сектора наземного обслуживания регламентируется в меньшей степени, чем в областях производства полетов, организации воздушного движения и эксплуатации аэродромов. Однако в некоторых государствах уже имеются планы по повышению уровня регулирования деятельности в области наземного обслуживания.
На протяжении ряда лет эксплуатанты воздушных судов и аэродромов и представители компаний по наземному обслуживанию совместно с регламентирующими органами ряда государств высказывают обеспокоенность относительно уровня и масштабов повреждений воздушных судов при наземном обслуживании и частоты происшествий, связанных с обеспечением безопасности воздушных судов, пассажиров и аэродромных рабочих. На международном уровне эту обеспокоенность разделяют различные группы и организации.
В Руководстве по организации наземного обслуживания этой проблеме уделяется особое внимание; оно разрабатывалось в тесном сотрудничестве с представителями отрасли, что позволило учесть опыт и профессиональные знания тех, кто непосредственно занимается подготовкой воздушных судов к очередному рейсу.
Инструктивный материал настоящего руководства отражает "хорошо зарекомендовавшую себя и признанную передовую отраслевую практику" в этой области. Вместе с тем при использовании этого материала и рекомендаций следует проявлять осторожность, поскольку они могут оказаться неприемлемыми или неподходящими для всех государств и организаций. Кроме того, они могут также в определенной степени дублировать государственные правила охраны труда и безопасности, призванные обеспечить защиту персонала, работающего в контролируемой зоне; однако данное руководство наглядно показывает то, каким образом деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов и персонала можно интегрировать в соответствующую систему управления безопасностью полетов (СУБП).