top of page
Search

Новый документ ИКАО (Doc 10185)

Doc 10185. Руководство по программе реагирования членов кабинного экипажа на критические инциденты. Издание первое, 2023.


Критическим инцидентом считается событие, которое может вызвать необычно сильную эмоциональную реакцию и отразиться на обычном уровне работоспособности человека. Влияние такого события выходит за рамки нормального стресса не только уровнем психологического воздействия, но и продолжительностью преодоления действия обычных компенсаторных механизмов. Никто не может быть застрахован от воздействия такого события, независимо от прошлого опыта или стажа работы в организации. Некоторые критические инциденты настолько серьезны, что могут вызвать стрессовую реакцию практически у каждого человека, подверженного их воздействию. Авиационное сообщество признает необходимость рассматривать аспекты психического состояния человека с таким же уровнем открытости и приоритетности, как и физическое состояние, включая необходимость реагирования на критические инциденты.


Члены кабинного экипажа прошли профессиональную подготовку в тех же областях безопасности полетов, авиационной безопасности, спасания и медицинской помощи, что и профессиональные работники служб оперативного реагирования. Внедрение программы реагирования на критические инциденты (CIRP) представляет собой упреждающее действие в области обеспечения безопасности полетов, относящееся к стандартной сфере отраслевого обслуживания для большинства сотрудников первого эшелона реагирования. Программа такого типа прогнозирует и планирует аспекты самочувствия членов экипажа, которые могут повлиять на безопасность полета. Эксплуатант может ввести программу CIRP для своих служащих, однако при реализации такой программы необходимо учитывать потребности кабинного экипажа. Программа CIRP должна быть ориентирована на конкретные потребности членов кабинного экипажа и подчеркивать необходимость формирования культуры стрессоустойчивости, здоровья и благополучия членов кабинного экипажа. Это согласуется с ценностью/важностью роли кабинного экипажа в авиационной системе. Программа CIRP способствует уменьшению финансовых и производственных потерь эксплуатанта и поддерживает систему управления безопасностью полетов.


Государство играет ключевую роль во внедрении программ CIRP во всех секторах авиационной индустрии. Хотя государство может не признавать такие программы обязательными, необходимо поощрять их внедрение отраслью. Программа CIRP представляет собой одну из форм проактивного подхода к управлению безопасностью полетов на национальном уровне.


Настоящее руководство содержит инструктивный материал по вопросам разработки и внедрения программы CIRP, особо ориентированной на членов кабинного экипажа. В нем представлены общие концепции стрессовых или критических событий и различные риски, с которыми сталкиваются члены кабинного экипажа в случае таких событий, включающие симптомы стресса, вызванного критическим инцидентом. В руководстве рассматриваются различные аспекты, которые должны учитывать эксплуатант и другие заинтересованные стороны, включая ассоциации членов кабинного экипажа, при разработке и внедрении программ CIRP, ориентированных на кабинный экипаж. Руководство содержит рекомендации по аспектам информированности и подготовки в области CIRP, способствующие использованию программы членами кабинного экипажа и участию всех заинтересованных сторон в эффективной реализации CIRP.


Настоящее руководство было подготовлено с участием экспертов полномочных органов гражданской авиации, эксплуатантов, специалистов по психогигиене, изготовителей воздушных судов, учебных заведений и международных организаций. Материал прошел существенную экспертную оценку с учетом замечаний отраслевого сообщества.





Comments


bottom of page